Родительский дом – фундамент в системе ценностей личности. Но мир щедр не с каждым, потому для оставшихся без родительской защиты детей существуют ресурсные центры, где взрослые стараются компенсировать ни в чем не виноватым мальчикам и девочкам отсутствие маминого тепла. Один из таких, расположенный в Никольском, посетил «Тосненский вестник».

Никольский детский дом за время своего существования пережил много реформаций. В 2010 году он обрел новые стены и сейчас называется ресурсным центром по содействию семейному устройству. У учреждения появились новые функции, но суть осталась прежней: тут обретают кров и поддержку те, кто в них нуждается больше всего – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сегодня здесь проживает 55 детей, в основном это подростки 12-16 лет. Если прежде группы формировались, исходя из возраста, то теперь – по семейному принципу, то есть детей из одной семьи не разлучают. Самому маленькому воспитаннику – 4 года. Структуру ресурсного центра составляют несколько подразделений: это приемное отделение, стационарное, отделение временного пребывания, образовательное, отделение постинтернатного сопровождения и содействия семейному устройству. О сегодняшнем дне учреждения рассказал его директор Анатолий Тарабукин:

– Я 22 года руковожу образовательными учреждениями, до этого был директором Рябовской школы, в Никольское пришел в 2010 году, – вспоминает Анатолий Валентинович. – Многое изменилось за годы, что я здесь. В 2013 году детский дом перешел в ведомство Ленинградской области, мы являемся одним из десяти подобных центров в регионе. И могу уверенно сказать, что по сравнению с состоянием детских домов в других регионах Санкт-Петербург и область живут очень хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Никольский ресурсный центр попадают разновозрастные дети, но в основном подростки, тому есть причина: учреждение хорошо себя зарекомендовало, сюда отправляют ребят на перевоспитание.

– Девять лет назад я здесь встретил волчат: почти все состояли на учете в полиции, много было наркоманов, токсикоманов. Сейчас мы всеми способами стараемся занять досуг воспитанников, сделать так, чтобы детям у нас было интересно. И это у нас получается, что подтверждает статистика побегов: прежде на без малого 40 воспитанников приходилось до 180 побегов в год, сейчас же 12 на более полусотни ребят.

Надо сказать, что сбежать отсюда не так и просто. Самостоятельно покинуть территорию дети не могут – только в сопровождении воспитателей. Учебные будни проходят в школе или профессиональных училищах. Кто-то остается здесь на домашнем обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ни минуты без дела

В стенах центра ребята живут своей особой жизнью, где занята практически каждая минута. К большому сожалению, в момент нашего посещения почти все были на учебе, не слышно было шума и гама, без которых не представить ни одно место, где хозяева – дети. Оставшиеся по тем или иным причинам в центре ребята с любопытством и интересом помогли педагогам провести экскурсию по своему дому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первую очередь гостей из редакции газеты отвели в библиотеку. Несмотря на повсеместное увлечение гаджетами, это место редко пустует. Самые читающие – 6-8-е классы, любимая литература молодежи во все времена – фантастика. Здесь готовят домашнюю работу, пишут рефераты. Если требуется, можно воспользоваться компьютером. Нырнуть во всемирную паутину ребята могут и в компьютерном классе, там же они обучаются азам робототехники.

Рассматривая большой актовый зал, мы узнали много о достижениях воспитанников ресурсного центра. Ни дня здесь не проходит без репетиций: ребята готовятся к разным праздникам, а также к участию во всевозможных конкурсах, откуда они привезли немало наград.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Детей необходимо увлечь, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Анна Цветкова. – Поэтому едва ли ни каждую неделю мы даем отчетные концерты, а на выходных организуем поездки, интерактивные или спортивные мероприятия.

– Мы стараемся создать наилучшие условия для ребят, и такая плотная занятость, ощущение своей нужности – плюс в нашу педагогическую копилку, – убежден директор. – К любому ребенку можно найти подход, и наши воспитатели делают все для этого.

Главное – не врать

Анатолий Валентинович признается, что собрать команду педагогов было не так и просто. «У нас воспитатели, а не церберы», – называет он один из принципов отбора. Сетует на школу, где к детдомовцам отношение особое – со знаком минус.

– Мы их, грубо говоря, достаем из подвалов, благодаря огромному труду педагогов, их колоссальным душевным вложениям ребята оттаивают. А в школе их гнобят, и весь наш труд идет на смарку, – констатирует директор.

У каждого ребенка, находящегося здесь, за спиной тяжелое прошлое, и ни один из них не застрахован от непростого будущего. Взрослые делают все, что в их силах, чтобы выровнять этот баланс, чтобы преодолеть растопить лед, а неумолимая судьба развернулась к ним другим полюсом.

– Этим детям очень важен тактильный контакт, поэтому в неформальной беседе стараюсь приобнять каждого, – делится Анатолий Тарабукин. – Главное – не врать, ребята очень чутко чувствуют фальшь. Если что-то пообещал, обязательно нужно выполнить.

Так по крупицам возвращается доверие к миру. Порой это сделать бывает очень сложно, случается, что биография ребенка больше похожа на полицейские сводки. Как, например, история воспитанника, который неделю жил в квартире с убитым, видимо, собутыльниками отцом, боясь выйти из квартиры. Пережившие домашнее насилие девочки, лишившиеся семьи и веры в старших, тоже попадают сюда.

– Первый мой выпуск был очень тяжелый – ребята ершистые, многие с зависимостями. Но если бы все было безнадежно, не работал бы тут. Есть и положительные примеры. Например, взял на поруки одного паренька, за плечами которого было три суда за воровство. Он окончил школу, поступил в техникум, женился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды отличившимся

Мальчишки выплескивают энергию в тренажерном зале или играя в футбол. Команда Никольского ресурсного центра заняла третье место в соревнованиях по мини-футболу среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Кубок памяти Алексея Степанова. Никольский футбольный клуб «Жемчужина» приглашает ребят тренироваться на своем поле. А шефство над юными спортсменами взял российский футболист, в прошлом игрок Петербургского «Зенита» Алексей Игонин.

Спортивные игры одним футболом не ограничиваются, здесь устраивают теннисные турниры, соревнования по игре в шахматы и шашки. Участие в подготовке к ним, как выразился директор, «добровольно-принудительное «. Воспитатели собственным примером призывают молодежь к занятиям в тренажерном зале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь мы застали несколько подростков, которые пришли, кажется, просто пообщаться за полезным занятием. Женя в Никольский ресурсный центр попал недавно, но уже зарекомендовал себя как хороший футболист. Иван, ученик Отрадненского техникума, гордо и очень по-взрослому заявил: «Меня уже не исправить», – так объясняя свои пробелы в учебе. Воспитатели улыбнулись и пообещали ему помочь.  Гриша в Никольском полтора года, его направили сюда на исправление – из предыдущих детских домов сбегал пять раз. «Мы с ним нашли общий язык», – констатирует Тарабукин. Он уже привык к тому, что к нему направляют ребят с не самой простой историей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побеждает молодежь не только в спортивных состязаниях, но и в творческих конкурсах. Особое волшебство девчонки творят в своей мастерской: шьют, вышивают, вяжут, из-под умелых рук выходят невероятной красоты картины и изысканные поделки. Наградой для отличившихся становятся познавательные и развлекательные поездки, например, в Москву или поблизости – в петербургский аквапарк, музей «Гранд макет Россия» и другие интересные места. Это становится дополнительным стимулом стараться еще усерднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание самостоятельности

Отдельная строка образовательного процесса – воспитание самостоятельности. Ни для кого не секрет, что зачастую выпускники детских домов не подготовлены к самостоятельной жизни в социуме. У них отсутствуют банальные бытовые навыки: как стирать одежду, покупать продукты, устраиваться на работу, платить по счетам, обращаться в государственные и социальные службы, службы занятости, поступить в учебное заведение. Всему необходимому для жизни в большом мире их учат здесь.

Воспитанники Никольского ресурсного центра живут группами, в каждой по восемь человек, в одном крыле мальчики, в другом девочки. Каждая группа – это большая комната, разделенная на зоны: досуговая и рабочая, устроенная как в школе – с партами и доской. В личных комнатах по две кровати. На маленькой кухне девочки учатся готовить самые разные блюда – от простых бутербродов до супов и каш. Венцом кулинарных учений становится званый ужин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Некоторые простые действия мы совершаем на автомате, так как с детства наблюдали, как это делают родители, – говорит Анна Цветкова. – Мы учим финансовой грамотности, оплачивать коммунальные платежи и другим, как может показаться, элементарным жизненным премудростям.

 Стены комнат выкрашены в яркие цвета, которые подбирали сами воспитанники, они же и помогали с ремонтом: «Когда делают сами – берегут», – объясняет директор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайный ангел

Для того чтобы воспитанники детского дома обрели приемную семью существует проект «Тайный ангел». Проект выглядит как игра-переписка с неизвестным взрослым. Сначала взрослые участники инкогнито знакомятся с воспитанниками детдома с помощью бумажных писем. Потом происходит очное знакомство, перетекающее в совместное проведение свободного времени, в процессе которого сирота может обрести новую семью. Директор ресурсного центра продолжает:

– Людьми, которые хотят стать приемными родителями, движут разные цели: кто-то преследует материальные интересы (рассчитывает на дотации от государства), кто-то просто любит детей, кто-то решается на этот шаг, потому что не родить своего. Чтобы не случилось еще одной трагедии в судьбе сироты, чтобы ребенка не вернули обратно, мы отрабатываем возможные риски.

Потенциальный приемный родитель должен пройти 80 часов обучения, в ходе которого психологи делают свои выводы о перспективах родителя. Взрослые же получают возможность глубже осознать серьезность этого шага. Кроме того, став с 2016 года ресурсным центром, организация курирует семьи с приемными детьми, оказывая консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную поддержку. На такую всестороннюю помощь могут рассчитывать и выпускники учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маленькая Вера

Пока мы осматривали стационарное отделение, маленькая Вера с любопытством наблюдала за гостями. Но подойти не решалась, поглядывая с безопасного расстояния. Девочке семь, но выглядит она на пару лет младше. Нахождение здесь малышки – мера временная, избранная, для того чтобы не лишать маму родительских прав, пока семья находится в трудной жизненной ситуации.

Стоило мне приблизиться к Вере, заглянуть в глаза, заговорить, и она расцвела, одарила улыбкой, откликнулась такими теплыми эмоциями, словно только и ждала, чтобы на нее обратили внимание. Быстро преодолев стеснение, девочка проводила в свою комнату, показала своего любимого плюшевого медведя. Как мало нужно для того, чтобы маленький человечек щедро поделился нерастраченным теплом.

Маленькая Вера вернется к маме. Хочется верить, что у каждого детдомовца осуществится большая мечта, и его тайный ангел станет реальным. Ведь чужих детей не бывает. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.